maxilla_k: (Default)
[personal profile] maxilla_k
Хе-хе, у всей страны, значит, 200-летие Достоевского, а у меня, стало быть, внезапно год Горького нарисовался. В общем, панкуем с Алексей Максимычем! 153-летие, считай, фигле. Аж целых два спектакля у меня за этот год по Горькому (и ни одного по Достоевскому): "Странник" в Моссовете и...

"На дне" (реж. Валерий Белякович).
Театр на Юго-Западе, 6 декабря 2021 года.
(по любезному приглашению сообщества Москва.Люблю и Натальи [livejournal.com profile] pamsik).

Начну, пожалуй, неожиданно. Спектакль мне понравился. Только вот для Юго-Запада у меня давно уже существуют другие критерии: был катарсис/не было. Так вот не было. Но это если говорить про сам спектакль. Зато потом у меня таки было состояние близкое к катарсису, когда вышел художественный руководитель театра Олег Леушин и сказал проникновенные слова в адрес основателя театра Валерия Беляковича, а после этого артисты и зрители несколько минут аплодировали друг другу. Именно друг другу, как будто между ними шла какая-то вольфрамова дуга. Именно несколько минут. И тут, конечно, с одной стороны, напрашивается банальность про то, что, возможно, Валерий Романович был в тот день с нами в зале, а с другой стороны, кто я такой, чтобы говорить вам, что это не так.

......

Надо сказать, что с некоторыми спектаклями Юго-Запада у меня исторически складываются довольно странные и сложные отношения. "На дне" один из них. Я собирался его посмотреть давно, но все время откладывал и откладывал... Дело не в последнюю очередь в продолжительности спектакля - 3 часа. Среди поклонников Юго-Запада конца 80-х годов, студентов и зрителей, приходивших перед началом спектакля в робкой надежде на лишний билетик или входные, бытовала такая шутка, что Беляковича больше 2-ух часов выдерживать сложно. Связано это было с тем, что большинство ранних спектаклей были довольно короткими и шли без антрактов. Первый облом для меня, я помню, случился, когда Валерий Романович поставил трилогию по Сухову-Кобылину на три вечера. Это нормально, если ты живешь рядом, а если тебе подряд три вечера надо пилить с Динамо до Юго-Запада, да еще и не факт, что попадешь...

...

В общем, откладывал я так откладывал, и вот наконец-то время неожиданно пришло. Ко дню памяти Валерия Беляковича 6 декабря спектакль был как бы "возобновлен". Так что получается, что, благодаря этому, я как бы еще и закрыл свой гештальт. Состав актеров, конечно, существенно поменялся, но... Спектакль мне понравился. Причем, там, где я особенно-то и не ждал. Больше всего меня пробило, как ни странно, на реплике Ксении Ефремовой (вот уж от кого меньше всего ожидал, простите Ксения) "Был Рауль, был!". Понравилась мне очень и сцена с Бароном (Александр Байдаков), когда Васька Пепел заставляет его лаять. Хотя по дороге до метро (это отдельное удовольствие идти после спектакля Юго-Запада до метро и или самому думать о спектакле, или слушать тех, кто идет рядом) я услышал, что последние спектакли (перед возобновлением) эту роль играл Гришечкин, и этот монолог был "просто до слез". Интересно, что когда я смотрел эту сцену, мне там как будто и мерещился Гришечкин... Тут, пожалуй, надо оговориться, что Байдаков с Гришечкиным где-то похожи. Понравился мне и Максим Лакомкин (Актер) в уже традиционной для себя роли Венички Ерофеева (да-да, готовьте свои яблоки, чтобы кидать в меня, я готов).

...

Что касается самой темы, то мне кажется даже странным здесь вообще что-то обсуждать. Страшная правда или ложь во спасение? Понятно же, что когда-то правда, когда-то ложь. В зависимости от ситуации, и нечего стулья ломать! Вы знаете, я вовсе не из хейтеров Горького, и он мне скорее даже нравится, как драматург ("Мещане", "Враги", "Васса Железнова"), но это, по-моему, самая плоская его пьеса, и выбрана она в советское время в школьную программу была только из соображений социальной близости и "критики буржуазного строя". А так... Ну в чем можно обвинять Луку? Что Актер повесился? Что тот не показал ему, где находится дом, где лечат от алкоголизма? Ну "Пионерская зорька" какая-то, ей-богу!

...

Так, ну, а теперь, пожалуй, время для критики 80 lvl. Три часа (пусть и с антрактом), но это все-таки три часа. И под конец в зале, мне кажется, становится душновато и просто тупо несколько не очень комфортно. Что, безусловно, не может также не сказаться и на восприятия самого спектакля. Первый раз я ощутил что-то подобное на "Маленьких трагедиях 2к30", но списал это тогда на свои сугубо личные заморочки. Там тоже спектакль длится довольно долго. А тут еще и ночлежка, все дела. Короче, в определенный момент возникает как будто что-то давящее на тебя, и ты уже начинаешь как бы подспудно ждать и торопить финал...

Тем не менее, как я уже сказал, спектакль мне понравился, всем спасибо. Гештальт закрыт, все ушли на фронт!

Все фото: (с) Максилла Кузнецов

P.S.
Уже на метро "Белорусской" я увидел, как двое полицейских будили бомжа, спящего на лавочке. Только что посмотренный спектакль как будто требовал от меня каких-то действий. Ну, и что я должен был делать, подойти и успокоить его, что все, мол, будет хорошо, или прогнать ему телегу про "правду святую"?! Вот то-то и оно, что ни пьеса, ни спектакль не дают ответа на этот вопрос.

Date: 2021-12-08 01:31 pm (UTC)
From: [identity profile] lj-frank-bot.livejournal.com
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Театр (https://www.livejournal.com/category/teatr?utm_source=frank_comment).
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Date: 2021-12-08 07:10 pm (UTC)
From: [identity profile] aleks-te.livejournal.com
3 часа по нынешним временам в зале с плохой вентиляцией да еще возможно и на ступеньках — серьезное испытание "и ̶п̶р̶о̶с̶т̶о̶ тупо ̶н̶е̶с̶к̶о̶л̶ь̶к̶о̶ не очень комфортно"

Date: 2021-12-08 07:20 pm (UTC)
From: [identity profile] maxilla-k.livejournal.com
Нет, не на ступеньках. Сейчас у нас 70% рассадка, так что даже не все места были заняты. Но все равно.

Date: 2021-12-08 07:27 pm (UTC)
From: [identity profile] aleks-te.livejournal.com
Да, точно, щас же рассадка.

Date: 2021-12-09 11:16 am (UTC)
From: [identity profile] pamsik.livejournal.com
Наконец-то добралась до вашего отзыва.
Сама не смогла, но смотрела, и этот спектакль в юго-западном списке был у меня под номером один. Полный катарсис, и по-моему он шел больше трех часов.
Старая гвардия рвала души, Лакомкин плясал, галкина сходила с ума.

И вот у меня к вам вопрос.
В своем отзыве я написала. что никого из них нет выбора. Ну потому что не все в жизни зависит от выбора, есть еще и непреодолимые обстоятельства, есть карма в конце концов.
Но мне прислали видео с Беляковичем (выложено в ФБ ЮЗ), где он говорит, что выбор есть.
Так как по вашему?

https://pamsik.livejournal.com/221216.html

Date: 2021-12-09 11:33 am (UTC)
From: [identity profile] maxilla-k.livejournal.com
Да, по-моему, в этом и слабость этой пьесы Горького: он пытается дать универсальный ответ. А так не бывает. Потому что для кого-то из них есть выход, для кого-то - нет. И это даже если не упоминать, что практически любого из них очень легко представить в роли главарей уже маячащей на горизонте пролетарской революции, да? Ну, и чем не выход?!

Вы, видимо, хотите их пожалеть... Это благородно. Но друг друга-то они совсем не жалеют и "закапывают" при первом же удобном случае.

Date: 2021-12-09 12:15 pm (UTC)
From: [identity profile] pamsik.livejournal.com
Тут не в этом дело.
Вот видео, где ВРБ говорит о том, что у каждого есть шанс: https://www.youtube.com/watch?v=Rkd5IJAPmDg

Получается, что режиссерский замысел был таков, а я (как зритель) не поняла этого.
Как у вас с восприятием безнадежности, поэтому и спросила.

Date: 2021-12-09 12:59 pm (UTC)
From: [identity profile] maxilla-k.livejournal.com
Нет, он говорит: шанс у всякого есть, но НЕ ВСЯКИЙ МОЖЕТ ИМ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ. Это как раз то, что я и говорю: у кого-то есть выход, у кого-то - нет. Но!
У вас, как у зрителя, ровно столько же прав на трактовку, как и у режиссера. Ну, давайте еще Горького раскопаем и спросим, что он там имел ввиду! Вы смОтрите спектакль своими глазами, своим опытом, своим сердцем. И если вы хотите их жалеть, сострадать и т.д., никто не может вам это запретить: ни Белякович, ни Горький и ни Бог! Вы, как зритель, абсолютно полноправный сотворец спектакля. Без вас он также бессмысленнен, как и без режиссера, и без актеров. И это безусловная грань магии театра.

Вот Белякович говорит, что там много смыслов, планов и уровней. А я этого не вижу. Я вижу плакат. Плоский и прямолинейный, как острие бревна. Может, я еще не дожил до этого понимания. А может, мое зрение настроено иначе. И с этим ничего не поделаешь. Да и не надо! Мы хороши тем, что мы все разные. )))

Кстати, по отрывкам, показанным в сюжете, из Белгородского спектакля, мне кажется, там действительно помощнее было, чем в нынешнем юго-западном спектакле. Уж, Наташа-то - точно. Конечно, тут ее играет совсем еще молодая актриса Людмила Лазарева но... Забавная деталь, Леушин, когда представлял актеров забыл, как ее зовут... Ему из-за кулис подсказали.

June 2025

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 910 11 121314
15 16 17 1819 20 21
22232425262728
2930     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jun. 22nd, 2025 03:28 pm
Powered by Dreamwidth Studios