1265. Могильнокаменная.
Aug. 14th, 2012 04:06 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Но одно дело, когда это уже предания старины глубокой наподобие ДнепроГЭСа какого-нибудь, Куликовской битвы там, или Ильи Муромца, и совсем другое - когда видишь это все своими глазами. На этом камне даже осталась надпись, на которой отчетливо читается: "трудный", настанет", "ужасный", а про некоторые слова, хоть остались только их части, весьма нетрудно догадаться, например, "мужу, другу"... Страшно представить, что можно прочитать только на закопанной части бордюров в Москве!!!
Мы ходим по могилам наших предков. Каждый день. И ничего особенного.
И я даже не хочу сейчас касаться всякой религиозной мистики, которой наша страна наполнена до краев, как никакая другая. Ну, можно, например, вынести Ленина из Мавзолея (а можно и не выносить - какая разница?!). А что делать с этим?! Нет, серьезно. Заменить эти бордюры? Можно, конечно. Но что с ними дальше-то делать?! Выкинуть?! Абсолютно патовая ситуация. Кладбища-то не восстановишь! Как не восстановишь и память. Не историю, которую нам преподают в школе, в которой действительно уже давно непонятно, где правда, где патриотический вымысел, а где и вовсе политически мотивированная ложь. А ту память поколений, что, по идее, и должна делать нас одним народом.
Лишь раненько по утру
Проводит дюжий медбрат
Из www точка ru,
На www точка ад.
(с) Дмитрий Мулыгин.
no subject
Date: 2012-08-14 02:13 pm (UTC)А в истории и нет правды. Не говоря уж о комментариях - даже объективный, казалось бы, подбор фактов может быть тенденциозным: смотря сколько фактов "в пользу чего".
История - самая непредсказуемая наука. У нас был замечательный предмет - "источниковедение". Там учили первым делом думать: с чьей точки зрения источник написан, кому выгоден...
no subject
Date: 2012-08-14 02:22 pm (UTC)Но вообще я говорю не об истории как науке, а просто об общей истории народа. Если есть общая история, то есть и один народ. Вот у немцев, например, как ни подавай, а история общая. У нас же что ни возьми, спорят не об оценке, а о фактах. В том-то и дело.
no subject
Date: 2012-08-14 02:25 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-14 02:34 pm (UTC)Ну, например, можно спорить о необходимости нашего совместного с теми же немцами нападения на Польшу, но если это просто тупо отрицать, то о чем дальше говорить-то?! Тогда история и получается не наука, а набор для игры в верю - не верю.
А потом приезжаешь в ту же Польшу и никак понять не можешь, а чо эт они нас так все ненавидят-то?!
no subject
Date: 2012-08-14 02:42 pm (UTC)Кстати, не думаю, что у тех же поляков в их варианте нет перекосов...
no subject
Date: 2012-08-14 02:53 pm (UTC)Но вообще-то я ж не об этой "истории" говорю. Память поколений - это совсем другое. Мы ж не знаем, ни кто были наши предки, где они похоронены и т.д. А именно это, по моему мнению, есть историческая память народа. Мой пост об ЭТОМ.
no subject
Date: 2012-08-14 02:58 pm (UTC)Нет, разногласия есть не только у нас. У немцев с французами их не меньше - они много друг с другом воевали. да и вообще мало кто любит своих соседей.
Почему не знаем, где предки похоронены? Многие знают...
Хотя по большому счету - согласна.
no subject
Date: 2012-08-14 03:10 pm (UTC)Не. Если и знают, то единицы. Традиционное для России отношение к человеку, как к расходному материалу, сильно осложняет попытки кого-то найти или что-то узнать в истории... Да что там в истории, в России люди и в настоящем времени, как известно, имеют свойство растворяться в воздухе, менять имена, отчества, терять обличие...
О разногласиях немцев с французами весьма наслышан. Сравните это, например, с событиями в Москве в недалеком 1993 году, когда до сих пор никто ни понять, ни объяснить (ни назвать даже) толком не может, что это вообще такое было.
no subject
Date: 2012-08-14 03:16 pm (UTC)Возьмите хоть Екатерину Вторую. Мужеубийца на троне. А в учебниках - прогрессивнейшая императрица...
Насчет расходного материала Вы совершенно правы. И мало кто умирает в том же доме, в котором родился...
Ну, я вот, среднестатистический человек знаю навскидку и могу показать могилы 5 поколений своих предков. А дальше - уже весьма смутно...
no subject
Date: 2012-08-14 03:34 pm (UTC)Ну если вы можете показать могилы 5 поколений своих предков, то вы точно не "среднестатистический" человек. Ну, может, если ваши предки разве что жили "в глухой провинции у моря"... Да и то, мои например жили, но одних съела эпидемия холеры (и это всего лишь третье поколение), а вторые пропали при отступлении во второй мировой. Не то, что где похоронены, хотя бы город, где погибли, узнать невозможно: ни тех, ни других.
А останки, которые ежегодно до сих пор находят на полях сражений (про лагеря и расстрелы я уж вообще помолчу), их потомки, как думаете, знают про них хоть что-нибудь (а это уже вообще всего-то второе поколение)?
В Катыни, кроме польских офицеров, расстреляно еще больше русских. Думаете, хоть одна табличка с именем там есть (польские-то, по-моему, все 20 тыс. - есть)?!
Вот это, уж как хотите, история среднестатистического человека в нашей стране. А вы исключение. Причем весьма редкое.
no subject
Date: 2012-08-14 06:52 pm (UTC)Нет, в моей семье тоже не все так патриархально. Это я только одну линию упомянула. А вот, к примеру, один из дедов погиб в 42-м, даже неизвестно, где. И в похоронках это не всегда писали.
http://m-oblomova.livejournal.com/8373.html
no subject
Date: 2012-08-14 07:39 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-14 07:52 pm (UTC)Впрочем, драпали тогда дальше, чем видели. Не до бумаг было...
no subject
Date: 2012-08-14 08:00 pm (UTC)По похоронке же можно сказать, где какая воинская часть была расположена. А это военная тайна.
Они и до сих пор боятся все эти свои документы рассекречивать...
no subject
Date: 2012-08-15 04:33 pm (UTC)Да, "в России все секрет и ничего не тайна". Хотя были же и похоронки, заполненные по правилам.
А кроме секретности есть еще и небрежность и раздолбайство. Я была на практике в ЦГАКФД, там до сих пор еще лежат непроявленные кинопленки, отснятые на войне. Их проявить уже нельзя - истлели. Узнала об этом, потому что была у меня мысль писать диплом о фронтовых кинооператорах. Или по "Обыкновенному фашизму" Ромма. Но потом подумала, что полгода заниматься документами о фашистах - не очень хорошо. И писала о ММКФ (который, кстати, знала лучше, чем фашистов).
no subject
Date: 2012-08-15 04:54 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-15 05:00 pm (UTC)Помню, Сергей Соловьев рассказывал, что его ученик Кайдановский затеял снимать "Смерть Ивана Ильича". И Соловьев его отговаривал: "Ну, вообрази, целый год у тебя в голове: смерть Ивана Ильича, смерть Ивана Ильича"...
Кайдановский, правда, не послушал...
no subject
Date: 2012-08-15 05:04 pm (UTC)Кроме того, в то время наверное еще многие из них были живы, и представляю, какие истории можно было узнать у них тогда из первых уст.
no subject
Date: 2012-08-15 05:20 pm (UTC)Да, тема мало изученная. И много там всего. Приходилось видеть кадры, в которых человек снимал собственную смерть.
В общем, "с лейкой и с блокнотом"...
Как там было:
Там, где мы бывали, нам танков не давали,
Но мы не теpялись никогда,
На пикапе дpаном и с одним наганом
Пеpвыми въезжали в гоpода.
Правда, были и совсем другие случаи. О них писал Симонов. Когда киношники занимались инсценировками в стиле "дышите глубже: вы взволнованы". Приходили с арьергардом, особо не стараясь подставиться и снимали постановочные кадры.
В общем, в самом деле интереснейшая тема.
no subject
Date: 2012-08-15 05:32 pm (UTC)Про постановочные кадры я тоже много слышал. И самое интересное, что это не так однозначно было из-за их "трусости", это тогда считалось абсолютно нормально вообще для "советской" журналистики. Они и в мирное время делали в основном ТОЛЬКО "постановочные кадры", из-за чего, кстати, и имеющиеся фотографии не являются документом в полноценно журналистском смысле слова. Но именно ЭТО и делает тему крайне интересной.
no subject
Date: 2012-08-15 05:44 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-15 05:52 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-15 05:53 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-15 06:02 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-15 06:07 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-15 06:18 pm (UTC)А если он был настолько в сознании (и в силах), чтобы поменять резкость, тогда с чего бы он стал снимать себя (статичное никому неинтересное изображение), а не продолжил снимать бой?! Ведь это ж не цифра (а, фигня, потом сотрут, если чо), это пленка. Ее мало. Поэтому ты будешь снимать то, что важно, а не себя, я думаю...
no subject
Date: 2012-08-15 06:31 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-15 06:36 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-15 06:37 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-15 06:37 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-15 06:38 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-15 06:39 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-15 06:50 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-15 05:33 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-15 05:42 pm (UTC)Да, о знамени над Рейхстагом тоже кое-что читала. Там все очень даже сложно.
А кстати, вот время прошло, свидетелей нет - и даже взятие Зимнего иллюстрируют теперь кадрами из Эйзенштейна. Помните - где матросы на ворота лезут. А не было же ничего этого.
no subject
Date: 2012-08-15 05:58 pm (UTC)Ну и из-за тотальной безграмотности разумеется большевички сделали ставку на визуальные средства пропаганды. Отсюда и "важнейшее из искусств", и тот же памятник Ленину (из моего предыдущего поста), который предполагалось возить и показывать в качестве некого в своем роде "доказательства".
no subject
Date: 2012-08-15 06:05 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-15 06:06 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-14 03:38 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-14 06:46 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-14 07:03 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-14 07:05 pm (UTC)Кстати, "жить в глухой провинции у моря" - давняя мечта. Именно в этой формулировке.
no subject
Date: 2012-08-14 07:13 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-14 07:15 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-14 07:23 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-14 07:30 pm (UTC)Но Обломов - наше фсё.
no subject
Date: 2012-08-14 03:56 pm (UTC)no subject
Date: 2012-08-20 09:25 am (UTC)no subject
Date: 2012-08-20 10:10 am (UTC)