maxilla_k: (Default)
[personal profile] maxilla_k
20 лет прошло, и к чему мы пришли?! Да фактически к тому, с чего начали. Все то же самое беспросветное серое болото. Только имена и названия сменились. 20 лет ползучей деградации. Ну, и зачем тогда все это было?! Видимо, затем, чтобы теперь вспоминать о тех временах, когда все было так здорово, и казалось, что "заколдованная страна" наконец расколдована, и отныне и впредь все будет хорошо.
Ну, что ж, нам хоть есть, что вспоминать. Вношу свой вклад. Мне пришлось слегка и очень аккуратно модифицировать свои записи 20-летней давности, ибо в моем бумажном дневнике они были не совсем рассчитаны на то, что их еще кто-то будет читать, и поэтому некоторые места без пояснений и дополнений могли бы быть вам просто не очень понятны.


День первый (19 августа 1991 года).

Я проснулся от звуков радио, занудно перечислявшего фамилии: Янаев, Бакланов, Язов, Крючков, Пуго, Павлов, Стародубцев (еще кого-то), и от причитаний моей матушки на кухне. Ну, спрашивается, и что?! По радио частенько перечисляют фамилии этих старых пердунов в маразме, а матушка, очевидно, причитала из-за какого-нибудь скисшего молока или чего-нибудь в этом роде. Я перевернулся на другой бок и решил, что еще не поздно догнать уходящий сон… Но тут моя матушка решила меня конкретно разбудить:
- Макс, ты слышал? В стране государственный переворот в упор.
Вот черт, поспать не дают.
Пришлось поворачиваться обратно. Время что-то около 9 утра. Я стал накручивать ручку радио двухкассетника Sharp, который тогда стоял на расстоянии вытянутой руки от моей кровати на черном крутящемся стуле, чтобы поймать «Свободу». Новости были ужасающие и обескураживающие. Горбачев арестован на даче в Крыму, в Москве по улице ходят танки, путчистами захвачены все СМИ, Ландсбергис попросил правительства зарубежных стран признать независимость Литвы, т.к. это может быть последний шанс. Затем «События и люди» Фатимы Салказановой с комментариями Елены Боннер, Юрия Афанасьева, находящегося в Мюнхене, и Анатолия Стрелянного. Боннер сказала, что она надеется на рабочих и традиционно не надеется на интеллигенцию. Стрелянный сказал, что Горбачев «сел на броню танка, чтобы не оказаться под танком» и т.д.
Позвонил Резанов, затем Джонс (Андрей Янкевич), и оба через какое-то время приехали ко мне. Мы вместе слушали «Свободу», которая, как к ней не относись, в тот момент была единственным доступным источником информации. Часа в 2, несмотря на просьбы моей матушки, ушедшей на работу, этого не делать, мы решили ехать к ВС РСФСР (тогда располагавшемся в Белом доме). По пути решили посмотреть, что происходит у американского посольства. Никаких толп, желающих срочно эмигрировать, там не наблюдалось. На Калининском проспекте (ныне ул. Новый Арбат) стояла колонна танков. Люди разговаривали с танкистами. Дула танков были зачехлены «презервативами», и из них торчали цветы. Мы подошли. Беседы протекали довольно мирно. Солдаты ничего не знали, их типа прислали на учения. Народ им рассказывал «свою» правду. У Верховного Совета был народ. Раздавали листовки с последними постановлениями Ельцина, которые мы уже слышали на «Свободе». Настроение у людей было вовсе не похоже на обреченное. Скорее наоборот. Мы отхватили листовку с автографами Ельцына, Силаева и Хасбулатова.

......

Потом Коммуняка (тогдашняя кличка Резанова, вступившего в КПСС незадолго до этого, когда уже наметился массовый исход из КПСС всех нормальных людей, уже и Марк Захаров сжег свой партбилет в прямом эфире…) уехал по делам. У него всегда какие-то свои гораздо более важные дела находятся. А мы с Джонсом пошли на Арбат, чтобы узнать мнение простых американцев о coup d’etat и auster of Gorby. Мы в те времена фанатели английским языком и частенько ходили на Арбат, чтобы практиковаться с «носителями языка», которых там можно было встретить, гуляющими неспешно и совершенно свободно. Арбат в то время был единственным местом, где с ними можно было легко пообщаться. В тот день форенеров было мало. Школьники из Юты сказали, что их это все мало волнует. Ну, и х… с вами!
Раз такое дело, мы зашли к Плюше (Мише Максакову), который тогда работал грузчиком в «Смоленском» универмаге. Затем – к Моссовету. Там все было довольно спокойно. Люди стояли группками по трое и обсуждали сложившееся положение. В Камергерском мы видели еще танки. Мы пошли дальше на Пушку. А там по дороге уже шла огромная толпа, свистящая и выкрикивающая лозунги. Я подпрыгнул, и снова увидел танки. И вдруг эти танки стали уезжать, а толпа огромной демонстрацией под российским триколором пошла вперед по Тверской. И мы с радостью присоединились к ним. Люди скандировали; Ельцын! Россия! Долой КПСС! Диктатура не пройдет! Позор! и т.д. Как я уже сказал, мы тогда сильно увлекались английским языком, поэтому под крики «Россия», например, я пел айронмейденовскую “Mother Russia”, тогда как агрессивные выкрики я сопровождал своим “Fuck you beasts!”. По другой стороне дороги ехали БМП, и солдаты махали нам, а мы махали им *. Было такое замечательное чувство, что все идет, как надо, что «МЫ ВМЕСТЕ!», как пела группа Алиса: и народ, и армия. Так со всей демонстрацией мы снова дошли до Белого дома, где уже начинался митинг. Мы же отправились домой за официальными новостями радио «Свобода». Стоило мне включить радио, как информация потекла Ниагарским водопадом. Собчак прорвался на ТВ. Ельцын призвал к бессрочной забастовке. Шахтеры Воркуты и Кузбасса объявили ее с 00.00 следующего дня (20 августа). Танки, стоявшие у Белого дома перешли на сторону Ельцына. «Свободу» слушал где-то до двух и заснул.

* - Забавно, что в «Wind of change» Scorpions пели:
August summer night
Soldiers passing by
Listening to the wind of change.
Как будто знали! На той неделе песня Scorpions в американском TOP – 10 была на 7 месте. Надо ли говорить, как скоро она взлетит на вершину хит-парада.

Все фото: (с) Максилла Кузнецов

Продолжение следует (upd. продолжение здесь: http://maxilla-k.livejournal.com/264682.html).

From: [identity profile] pingback-bot.livejournal.com
User [livejournal.com profile] pybikon referenced to your post from 1024. Путч: 15 человек на сундук мертвеца. (http://pybikon.livejournal.com/1004974.html) saying: [...] Оригинал взят у в 1024. Путч: 15 человек на сундук мертвеца. [...]

Date: 2011-08-19 09:21 am (UTC)
From: [identity profile] vvrahjdgi.livejournal.com
Вчера по 2-ому в Историческом процессе "судили" ГКЧПистов (они присутствовали). Позиция Сванидзе - ГКЧПисты изменники Родины, позиция Кургиняна - Горбачёв = предатель и изменник. Кургинян победил. И это было сразу очевидно - не многие больше приобрели, чем потеряли в результате развала страны. Радостно и легкомысленно, как слепые котята, тянулиь мы в эту жопу. Нет конечно, не всё так ужасно и что-то хорошее мы всё же приобрели, но сколько разрушили и потеряли. Предательство было посеяно раньше (до Горбачёва). Интеллигенция подвела + предала власть. Хотели мы мира потребления, хотели и получать не как все, а согласно своим способностям. Получили.. Свобода обернулась беспределом. Повалили все идеалы. Получили страшную поросль - поколение Вконтакте. А как весело всё начиналось Ленин - лысый! И понеслась. Вот и приехали.

Date: 2011-08-19 11:50 am (UTC)
From: [identity profile] maxilla-k.livejournal.com
>>>Ленин - лысый!<<<
Не, Ленин - гриб! ;-)
Видел я эту программу. Видел я эти рожи. Плевать мне и на тех, и на других. Тогда я был с Ельцыным, потому что с ним тогда ассоциировалось то прекрасное, пьянящее, но, как оказалось, недолгое чувство свободы. И я это говорю это не потому, что был моложе. А потому время действительно было классное!

Сопли

Date: 2011-08-21 01:42 pm (UTC)
From: [identity profile] mudryj-volk.livejournal.com
Идите-ка в пень. (не удержусь от ответа на критику "поколения вконтакте")

Я постараюсь высказать свою главную претензию к вот таким сопливым историческим обобщениям. Вы ("Вы!" Чувствуете величие своего статуса? Вы отвечаете за поколение сейчас!), подводя итоги двадцатилетия демоктратии, говорите: "просрали страну". Вот так, без подлежащего. Но кто просрали? Они? Мы? Вы? Вы, как поколение уже адекватных, понимающих людей, выбрали свободу потребления. Вы ничего не сделали для улучшения или хотя бы стабилизации ситуации. Вы - сначала пошли тусоваться у Белого Дома, сами не до конца понимая, чего вы вообще хотите, а потом, получив ситуацию, которую кто-то создал за вас, опять начали к ней приспосабливаться. Но прошло двадцать лет, и вы, утирая сопли, страдаете по просранной стране и ищете виноватого. "Интеллигенция подвела + предала власть."


Re: Сопли

Date: 2011-08-21 01:46 pm (UTC)
From: [identity profile] mudryj-volk.livejournal.com
пс. Это реакция не на сабжевый пост, а именно на комментарий. И, честное слово, я не хочу обидеть комментатора. Он просто высказал архетипичнейшее отношение к проблеме.

Re: Сопли

Date: 2011-08-21 02:23 pm (UTC)
From: [identity profile] maxilla-k.livejournal.com
Да, пожалуйста. Если считаешь, что так нужно... Это мой журнал, и здесь полная свобода слова (ну, кроме, может, не для троллей и ботов). Я бы, может только на твоем месте был бы чуть помягче, но я не на твоем месте и если тебя это так задевает, то это твое полное право, я считаю.
Меня вот только удручает, что любой факт нашей истории становится лишь поводом для ссор и непримиримых споров, и даже то, что происходило на наших глазах, подвергаются постоянному сомнению то в ту, то в другую сторону, а объективной исторической правды вообще нет. Это, боюсь, введет к тому, что и через 20 и 40 и 100 лет мы вместо того, чтобы что-то делать, будем спорить, кто был правее: Зюганов или хан Тактамыш. Грустно это. В этом смысле мы действительно уникальная страна, напоминающая змею, бесконечно кусающую себя за хвост.

Re: Сопли

Date: 2011-08-21 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] mudryj-volk.livejournal.com
Да. И я сделала ровно ту же ошибку, в которой упрекала комментатора.

А насчет того, чтобы что-то делать... Делать можно в глобальном смысле и в личном.
Сначала о глобальном. Пять лет назад у нас была "предреволюционная ситуация", сейчас же в среднем качество жизни улучшается. А люди не хотят лезть на баррикады за свободу. Люди хотят просто жить хорошо. Ощущения, что жизнь налаживается - легко добиться. Вот, пенсии повысили - хорошо.
Масса медленно решает, она неповоротлива. Масса хочет жить и растить детей, это заложено в ее инстинкты. Действовать в нашей ситуации, когда проавительство корумпировано до самых верхов, можно только одним способом. Масса на него не решится.

Что же касается личного смысла, тут я - Чехов. Жить достойно - это делать свою работу хорошо. Приносить пользу хоть как-то.
Я не знаю, что тут еще сказать.

Re: Сопли

Date: 2011-08-21 03:20 pm (UTC)
From: [identity profile] maxilla-k.livejournal.com
Ну, с одной стороны, я и понимаю, и разделяю эту позицию, но, с другой, полный уход в себя и пренебрежение элементарными общественными свободами ведет к тому, что нас просто втянут в какую-нибудь войну или авантюру, и когда твои друзья (а может, и подруги) начнут умирать пачками, а наша история на такое ой, как богата, тогда Чеховым будет уже не отмахнуться. И в этом плане как раз при желании можно выкатить некие претензии "поколению вконтакте", если такое существует... Ибо я его, как поколение, пока просто не ощущаю...

Date: 2011-08-19 10:07 am (UTC)
From: [identity profile] zheniavasilievv.livejournal.com
Слава Богу, что ГКЧП наложил в штаны и Совдепия рухнула. Сейчас при всех минусах жизнь несравненно лучше, чем в СССР. И думаю, что СССР никогда уже не вернется.

Date: 2011-08-21 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] mudryj-volk.livejournal.com
Детка, это похоже на троллинг.

И так по всей Москве...

Date: 2011-08-23 02:59 pm (UTC)
From: [identity profile] pingback-bot.livejournal.com
User [livejournal.com profile] krdm referenced to your post from И так по всей Москве... (http://krdm.livejournal.com/53035.html) saying: [...] каждый под шумок творит, чего ему в голову взбредет, что ли?! Как ГКЧП районного масштаба какое-то [...]
From: [identity profile] pingback-bot.livejournal.com
User [livejournal.com profile] garryl referenced to your post from 1036. Дело не в авиации и не в хоккее. (http://garryl.livejournal.com/22109.html) saying: [...] сбоку! Мы снова в начале 80-х (кто там был, тот сразу узнает тот кислый запахан), и будет ли 91-ый [...]
From: [identity profile] pingback-bot.livejournal.com
User [livejournal.com profile] metalheart2006 referenced to your post from 1036. Дело не в авиации и не в хоккее. (http://metalheart2006.livejournal.com/14142.html) saying: [...] сбоку! Мы снова в начале 80-х (кто там был, тот сразу узнает тот кислый запахан), и будет ли 91-ый [...]

June 2025

S M T W T F S
1 2 3 4 5 6 7
8 910 11 121314
15 16 17 1819 20 21
22232425262728
2930     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 11th, 2025 07:28 pm
Powered by Dreamwidth Studios